27 июля, день 12. Река Студеная.

Подъем был ранним, маршрут планировался приличный, тем более  нам были даны рекомендации о раннем переходе речки Студеной, той самой группе швейцарцев пару дней назад пришлось сделать бросок на 1,5 км вверх по течению, из-за большого и бурного потока в долине.

Проснулись в 6, пока позавтракали, собрали вещи, так к 8 вышли. Анатолий Алексеевич нам предложил более удобный путь выхода в долину. Не через мини-перевал Безымянный, через который мы сюда пришли, а через безымянный перевал между высотами 1790,1 и 2045,3 у подножия вулкана Безымянного. Идти по горам на основании только рекомендации, не зная маршрута, не очень хотелось, но ребята убедили, что стоит посмотреть новые места, да и совету такого опытного человека можно довериться. Выигрыша даже при просмотре варианта на карте не наблюдалось - до перевала Безымянный 3-километровый горизонтальный переход, а потом резкий набор/сброс 100 метров высоты. По предложенному маршруту - постепенный набор 200 метров высоты сразу по выходу, а потом постепенный сброс. Маршрут длиннее и  выходит на 2км севернее - с одной стороны выйдем к Студеной выше по течению, а с другой там, судя по карте, весьма пересеченная местность. В общем, решили посмотреть новые края, и пошли от избы наверх, в сторону вулкана.

Погода была пасмурная, мы опасались дождя, т.к. по сводкам надвигался небольшой циклон. В этот день нам повезло с погодой, уже к часу дня было ясно и солнечно. Однако, этот день запомнился всем.

На набор 200 метров высоты и обход холма, расположенного на северо-запад от избы Плотина у нас ушло 40 минут. Тут бы надо подняться еще выше и принять севернее в обход высоты 1790.1, но мы совершили роковую ошибку, завернув на юг. Насколько я помню, внятный маршрут в том месте просматривался только на юг, и ребята, не долго думая, ломанулись по нему, а я, запыхавшись на подъеме, не часто смотрел на GPSку и заметил ошибку слишком поздно.

Холм, который мы обходили, поразил всех огромными валунами и скалами, кое-кто разглядел среди них очередной профиль Пушкина, но из меня художник никудышный и ничего кроме камней не видел.  Тут наш путь преградил глубокий овраг с текущим по дну ручьем, и чтобы перебраться на другой берег пришлось вернуться немного назад, а затем немного попотеть, взбираясь на песчаный склон высотой в несколько метров, а ведь за плечами рюкзаки! Нашим девушкам море по колено и горы по плечу - возвращаться они не стали, а полезли напрямую на 10-метровую отвесную песчаную стену, из которой выпадали вкрапленные булыжники. Все уже пошли вниз, а они все карабкались. Мы с Наташей кое-как справились, было довольно опасно.

Когда все собрались вместе, понимаем, что заблудились в трех соснах и почти вышли обратно к избе Плотина. Было высказано недовольство, т.к. некоторыми было изначально предложено возвращаться через перевал Безымянный, но некоторые из нас придерживаются такого мнения, что по одному и тому же пути ходят исключительно лохи, к каковым мы себя не относим… Итак, идти вперед-вниз к избе и известным путем через перевал Безымянный - типа впадлу, да и высоты потеряем… Идти как планировали - надо порядком возвращаться наверх, а как обойти сопку с севера - непонятно, там скалы виднеются… Решаем каким образом выйти в долину. В общем, тут совершили еще одну ошибку - пошли напрямик по азимуту, не поглядев как следует карту.

Напрямик - значит перевалить в долину через вершину сопки 1790.1, т.к. склон ее с этой стороны был достаточно пологий, да и еще прорезан полого поднимающимся оврагом. Что будет с той стороны - никто не задумывался. Итак, забравшись на пригорочек, мы двигались в одном направлении, кто шел вдоль склона, кто в низине, было довольно тяжело. Периодически лакали воду из ручейков и водопадиков, экономя водяной НЗ. Где-то за 1 час 10 мин мы перевалили через сопку, набрав еще 150м высоты, и подошли к противоположному склону.

Перед нами открылась та самая долина, и мы находились высоко над ней. Вся долина - как на ладони, вдали виднеется ущелье, в котором протекает река Студеная, где-то там точка выброски. Начинаем искать место спуска. Склон во многих местах с отвесным обрывом сверху, но есть и несколько более пологих каменных «сбросов». Подойдя к первому из них Лёня и Наташа недолго думая, начинают спуск. Посмотрев вниз ужаснулись, несколько метров практически вертикального склона усыпаны валунами средней величины, постепенно порастающий травой, которая была мокрой, да, не надо забывать, что мы с рюкзаками.

Склон около 250 метров высотой (половина Останкинской телебашни или 100-этажное здание, к сведению), уклон везде примерно 45 градусов, осыпающиеся камни и мокрая трава. Остальные туда соваться не рискуют, идем искать другой спуск. Но упираемся в стену, дальше на север не пройти, а тут еще один примерно такой же спуск. Все сразу же начинают спускаться, а я, оценив обстановку, сообщаю, что без страховки туда не полезу, у меня другие понятия о безопасности и мне еще жить не надоело, и пойду искать что-нибудь более удобное. Говорим «до встречи внизу» и разбегаемся.

Забираюсь обратно наверх, прохожу чуть южнее, и опять осторожно спускаюсь к обрыву. Сопка неудобная - очень резкий перегиб и чтобы увидеть характер склона надо подойти прямо к кромке, а пройти вдоль нее невозможно, преграждают скалы и овраги. Сверху казалось, что тут удобно, ан нет - некислый обрыв. Ребят уже не видно. Поднимаюсь обратно наверх и иду еще южнее. Еще один разведывательный спуск сделал опять с рюкзаком, потом понял что это нерационально. Далее сделал еще 4 разведки, но уже налегке. Нашел только одно более-менее реальное место - по ребру на седловину перевала Безымянный, налегке бы наверно спустился без проблем, но с балластом на спине стремновато. Сидя на скале над перевалом, оглядываю продолжение склона, вывод - нереально, надо завязывать с маетой, ребята, если выжили, наверно уже камни под обрывом в поисках меня раскапывают. Быстрее всего будет вернуться как шли, и перевалить таки через злополучный перевал Безымянный. Вниз под горку по известной дороге почесал быстро.

Будучи уже почти середине пути вниз, услышал стрекот вертушки. Вспомнил, что администрация парка ждала вертолет - значит, он летит сюда, и я решил воспользоваться тем, что я в данный момент сижу на такой верхотуре. Скинул рюк, и как горный конь ломанулся наверх. Приготовил фотик, и тут, со стороны перевала, показался оранжево-синий МИ-8. Что удивило - он пролетел в проём всего в нескольких десятках метров над седловиной перевала и ниже моей позиции! 1500 для него не потолок, хотя и близко к статическому. Видимо водила решил развлечь пассажиров эдаким слаломом. За секунды долетев до избы, вертушка села на место где ранее стояли наши палатки, а я, успешно зафотав полет, побрел дальше. Минут через 20, когда я уже собирался спускаться, опять послышался стрекот, и я опять забежал на ближайшую горку. Но вертушка взлетать не спешила, четверть часа молотила воздух, заполняя все окрестности грохотом, потом резко поднялась, и, сделав круг над Толбачиками, скрылась за кратером Безымянного. А я наконец спустился с проклятой высоты 1790,1.

Большинство из нас поступило согласно поговорке: «глаза боятся, а ноги делают», да еще мною наблюдалась какое то геройство, в плане кто ловчее, кто быстрее… Я сильно возмущалась, высказывая командиру предположение огромных неприятностей с таким экстремальным спуском. Была опасность не только всевозможных вывихов, но достаточно серьезных увечий, однако кроме Димы, это никого не остановило перед серьезным спуском. Первым спустился Ленчик, далее были я, Стас, и так все благополучно собрались у подножия, не хватало только Димы… Стремный, конечно, спуск, но потихонечку можно было спуститься, особенно с палками. Но Дима уже ломанулся в обход.....

Все предположения в ожидании Димы сводились к единому мнению - возможно он спускается по  другому склону. Ожидания были долгими… Прошел час, мы разделились и пошли огибать склон в разные стороны. Время шло… Проголодавшиеся предлагали перекусить… Позже выяснилось, эта гора абсолютно вся с одинаковыми склонами, вероятнее всего, Дима, еще наверху долгое время осматривался, и нам внизу не известно какое решение он для себя принял…

Я больше всего волновалась по поводу каких либо травм, и то, что он там один, не известно в каком состоянии, и вероятность ожидания нашей помощи не было исключением. Прошло более 2 часов, наши волнения на пределе, периодически свистим, ходим взад-вперед.

Во время ожидания Ленчик скрылся из поля зрения, что также в такой нервной обстановке раздражало. Выводы можно делать всевозможные, единственное, все благополучно завершилось.

Спускаться на грязь селя я не стал, прошел траверсом по склону к перевалу Безымянный. Сразу залезть на седловину не смог, сдох на полпути, за все время беготни по верхам отдыхал наверно минут 10, а тут совсем обессилел и рухнул на траву. В таком положении меня и застал поднявшийся на разведку со свистом Стас. Убедившись, что я еще дрыгаюсь, он со свистом скрылся. Скрипя зубами влез на перевал, ветер тут поднялся будь здоров, с ног сбивает. Спотыкаясь, спустился в долину. Ребят не видно, пошел в направлении точки выброски, рассчитывая, что отойдя от гор в долине разгляжу их в бинокль, и вскоре заметил - идут параллельным курсом. Всего за 3 часа "одиночного плавания" я почти без передыха нарезал около 10 км лишних и немало вверх-вниз.

Появившийся из-за бугра Стас сообщает новость: Дима спускается через перевал! Собираемся, и идем, далее встречаемся с ним и страиваем перекус. Идем параллельно друг другу, Дима в 500 метрах от нас, перекрикиваясь, зовем его к нам, но он нас нагло игнорирует, что ж, голод дает знать, устраиваем отдых, разводим сублимированные яблоки, чернику, достаем сухофрукты, орешки, сыр,.. как обычно.

- Дима! -кричим,

- Иди к нам! Перекуси!

Отказавшись, он продолжает путь, намного опережая нас во время перекуса.

Как уселись - заметил, но идти лишних 300 метров в сторону было очень в падлу только ради воссоединения команды и пары ложек ягодок. И злой был как собака на товарищей, собственную глупость и природу, мог бы порвать кого-нибудь случайно. Требовалось время отойти, а потому дошел до ближайшей кочки и рухнул в траву. Как заснул - не заметил.

Набрав приличный темп, мы, держась вместе, идем вдоль долины. Пройдя приличное расстояние, мы так и не увидели Диму, где он, черт побери? Остановились на вертолетной площадке около геознака, охраняемого СССР, достали фотики, стали снимать пейзажи, как раз открылись вулканы…Нам обязательно надо дождаться отставшего, впереди река, и где удобнее переходить, мог сказать только Дима.

Проснулся через 2 часа, ребят нету. Блин, куда их унесло? Могли бы и разбудить, я то считал, что меня прекрасно видно - лежал в 300 метрах от них на склоне в их сторону. Странно. Неужели решили, что я совсем рехнулся и слинял в одиночку дальше? Могли бы и поорать, если не видели. Ладно, пошел опять их искать. Заскочил на холмик и просканировал моноклем горизонт. Так и есть – мелькают среди камней в паре километров впереди. Идем догонять.

Погода, кстати, весь день стояла прекрасная - утренний туман рассеялся, и на небе были фантастические, неземные облака.

А окружающая круговая панорама просто завораживала - все места "боевой славы" последних дней, казалось, были так близко, что до них можно добежать за несколько минут.....

А вот и Дима, еле передвигаясь, приближается к нам… На мои предложения покушать Дима категорически говорил «нет!!!», он был немногословен, вероятно сказывалась усталость. Ну какая это еда, эти ягодки, вот картошечки с мяском да под пивко навернул бы, ну или на худой конец сублимированного картофельного порошку с порошком  печеночным хотя бы… :)  Ишь, размечтался, пивка бы ему... От пивка на 8й день похода, я думаю, никто бы не отказался :))

Около половины шестого мы подошли  к речке. Этот грязевой поток со стороны казался небольшим ручейком, поэтому никто не соблаговолил достать веревку (кстати, за все путешествие мы ее не применили ни разу!). Все разбрелись вдоль русла, Серега вообще ушел прилично далеко вверх по течению. Переобувшись, мы каждый стали выбирать удобное место для перехода.

Первый удачно преодолел препятствие - ежели мне память не изменяет память и фоты, это была ты Ань, прошла через остров, чуть выше чем переходили мы с Женей, за тобой шла Наташа. Сережа убег выше по течению, там сливалось несколько потоков, и он решил преодолеть их по отдельности. Мы с Женей и Стасом долго переобувались и переходили одними из последних.

В сандалиях, на босу ногу, вступив в воду моментально ощущаешь как сводит ноги, брод, который я выбрала оказался неглубоким, чуть выше колена, но этот сильный поток воды! С рюкзаком, едва держась на ногах, я вышла на противоположный берег, вся мокрая и холодная. Мы все были одинаковы, и только Серега отличился, он упал на левый(правый?) бок.  Плохо помню, кажется, он рюкзак утопил, пускай сам опишет. Серега хотел переправиться налегке, а рюкзак предварительно перебросить на противоположный берег, но произошел недолет, и ему оперативно пришлось производить спасработы, наплевав на собственную сухость.

Судя по первопроходцам глубина грязного потока была выше колена и на химзащитные бахилы, которые таскал весь поход, опять решил забить. Кстати нам за весь маршрут из обуви кроме ботинок и сандалей ничего не понадобилось, и во вторую половину похода химзу даже не брал. Просто снял носки и стельки, и в ботинках на босу ногу попёр в воды. Причем решил выпендриться, и полез не туда где отмели и рукава, а напрямую, где одно русло - у меня же вес, чтоб меня-то снесло?

Иду, все глубже, грязная вода давит все сильнее, яростно упираюсь лыжными палками, но их тоже почти вырывает из рук. Вот, уже почти у противоположного берега, водичка дошла до пятой точки, и чувствую, как меня плавно приподняло и поехало вниз. Под ногами – пустота, но благо, сохранил вертикальное положение, и меня через пару-тройку метров плавно поставило на очередную отмель. Благополучно вылез на берег, в ботинках половина объема – вода, а другая – грязь и  песок. Благо больше бродов на маршруте не планировалось.

Собрались на травке, переодеваемся, сушимся какое-то время. Злобные провокаторы Аня и Сережа занялись съемкой компромата на меня ;)

Начал моросить дождик, мы двигались далее, выбирая место для ночлега. Необходимо было найти источник питьевой воды, густая грязь Студеной в качестве таковой совсем не годилась. У нас были координаты стоянки предшественников на ручье Бараньем, туда мы и направились. На другом берегу Студеной сплошные холмы и барранкосы, без удовольствия перевалив через несколько из них, пройдя пару километров, заметили удобную стоянку с чистым ручьем, вытекающим из снежника (в другое время воды там может не быть).

Разбили лагерь, все порядком устали, у меня вообще лапы отваливались. Приготовили покушать, Аня и Стас, засевшие в палатке, в очередной раз обиделись, что их не позвали и им кипятится вторая порция. Налетели тучи комаров, все кушали из-под накомарников и нарезали круги вокруг стола.

Надо отдохнуть и выспаться – завтра идем на выброску!

Утренняя "перевязка" любимых мозолей.
Идем в тумане по ГПСке, на которую Дима, как оказалось, смотрел редко :)
Скалы.
Грязевая "река".
Мостик.
Куда идти дальше?
Вид на долину ручьев - притоков Студеной.

Страшноватый спуск.

А снизу - совсем не страшно.
Прилетел вдруг волшебник, только не в голубом вертолете, а в оранжевом.
Пилот мастерски пролетел через седловину перевала
После вкусного обеда....
... нужно малость полежать.
За облаками - Толбачики.
А Безымянный все дымит...
Овальная Зимина.

Охраняемый государством геознак около вертолетной площадки
Здесь можно и вертолета попутного подождать.... месяцок...
Готовимся форсировать Студеную
Вот она какая, Студеная - ледяной поток грязной жижи.
Третий пошел!
И четвертый. :)
В поисках места для лагеря.