26 июля, день 11. Дневка у вулкана.

Вечером прошлого дня нам было предложено присоединиться к группе швейцарцев, у них намечалось восхождение на «Безымянный». Расспросив инструкторов, выяснили некоторые  погодные особенности,  а именно то, что уже к 11 все заволакивает облаками.

Настроившись с вечера на ранний подъем, долгое время, находясь в полудреме, ожидала того момента, когда же нас будут будить. Оказывается, ребята еще с вечера приняли решение выспаться. Около 8 я вылезла из палатки, растормошила всех  своими недовольными высказываниями. Ворчала примерно до обеда -  ну как же так, все самое интересное проспали! :) К этому времени соседний лагерь уже был в полном сборе, и еще не позавтракав, мы наблюдали, как они в ряд друг за другом поднимались на пригорок.

Наши сборы были продолжительными, уже к 9 было солнечно и ясно, и в начале 10 мы тронулись с места. Точного плана восхождения на Овальную Зимину у нас не было, хотя накануне кто-то слышал от соседей, что они будут подниматься  по оврагу вдоль русла речки стекающей со склона Овальной напротив избы Плотина.  Однако нам этот путь, достаточно крутой и каменистый склон, показался неудобным, и мы решили подниматься по длинному пологому травянистому гребню, начинающемся примерно на 1,5 км восточнее речки. Гребень вечером тщательно осмотрели в монокль, и казалось, что он без проблем выведет почти к вершине.

Овальная Зимина (3080 м.). Справа - туалеты :)

Взяв минимальный запас вещей и перекус, за час прошли 2 км через заполненную селевой грязью долину к началу ребра. Четко  визуально выбрали более удобный склон, и в этом направлении держали путь. Гребень поднимался "ступенями" метров по 100 с уклоном 25 градусов, чередующимися с почти горизонтальными участками. После "взятия" очередной ступени отдыхали и фотографировали.

Преодолев первый холмик, наша группа разбрелась, что меня лично уже не удивляло. Чем выше поднимались, тем круче склон, и, следовательно, тяжелее идти. По пути встречались приличные груды камней, каждый из нас выбирал себе наиболее удобный подъем, кто то шел по правой стороне склона, кто-то по левой. Постепенно трава сменилась влажным мхом, встречались ручейки и следы снега. На подходе к высоте 2000м пошли сплошные камни и скалы. Красивые пейзажи, которые мы фотографировали в начале восхождения, оказались скрыты наползшими в долину низкими облаками, а вершину вулкана затягивало высокими, мы же какое-то время поднимались в чистой "прослойке". В итоге, поднявшись высоко, мы оказались в облачном тумане.  Тут ребро сузилось с начала до десятка метров, а далее заострялось вообще до пары метров шириной, превратившись в скалу. С обеих сторон были отвесные обрывы, внушительность которых усугублялась клубившимся внизу густым туманом. Лёня слазил вперед по скале и сообщил что там также отвесный обрыв высотой метров 20. Таким образом, мы оказались в тупике на высоте 2010 метров, придется возвращаться назад и вниз. На этот момент за 2,5 часа хода мы набрали 700 метров высоты.  Карту надо было смотреть, там видно сужение и скала обозначена. Поворачивать направо надо было на плоской площадке образованной при примыкании другого ребра.

Тут принимаем решение перекусить, рассевшись на удобных камнях, разделив на равные порции паек. Сытых и довольных нас манит вершина. Ветер разгоняет облака сверху и появляется в разрывах солнце, настроение улучшается, и Сережа лезет позировать на огромный валун, который непонятно как держится, нависая над пропастью.

Видимость более-менее, настроение хорошее, мы ломимся примерно 300 метров назад, теряем почти 100 метров высоты, и начинаем спуск с ребра на запад в направлении языка снежника, полого поднимавшегося к вершине. Склон отвратительный, большие плоские камни стаями уезжают вниз из-под ног, ухватиться не за что. Очень медленно и осторожно слезаем, теряя еще 80 метров высоты. Ребята, почти спустившись, начинают траверсировать склон по направлении к вершине, а я, спускаясь ровно вниз и более медленно, отстаю, но затем догоняю их по жесткому мокрому снегу, вытаявшему ступенями, по снегу идти легче, чем по камням. Чуть пройдя по снежнику, опять упираемся в каменный обрыв. Ребята уходят ближе к склону и начинают просачиваться через завалы каменных глыб. Мне камни надоели, и я на заднице съезжаю по снежнику назад и налево, а затем по другому снежнику начинаю подниматься и догонять группу. Под снегом течет река, в некоторых местах выходя на поверхность.

Ребят, которые уже вышли на спускающийся с вершины язык ледника Попкова и начали подъем траверсом на запад, догнать не успевал, да и желания ломиться по мокрому снегу не испытывал. А потому зарулил на удобный холмик, скинул боты и анорак, и развалился на глыбе, греясь на солнышке без комаров. За похождениями остальных наблюдал в монокль.

Четверо из нас ломанулись по снежному карнизу, который окутывал практически вертикальный склон. Я, Стас и Дима решили не рисковать, да и обувь мочить не было смысла, когда есть возможность обойти снежное место.

Ломанувшиеся.....

Подробностей восхождения по снегу я не знаю, т.к. двигалась отдельно. Мы со Стасом  в какой то момент заметили, что Дима отстал от нас на довольно приличное расстояние, но всегда был на виду.

С большим трудом вскарабкавшись на вершину мы оказались в тумане. Периодически подавая свистком знаки мы встретились с остальными, и только Дима был далеко. Позволю себе усомниться, что вы добрались до вершины. За те 1,5 часа, спустя которые мы встретились внизу, вы бы не успели пройти 4 км с набором более 1000м высоты по леднику. Нет, до основной вершины 3080 не дошли, конечно, поднялись на совсем  маленькую побочную, 2200 примерно :)

Спуск был более впечатляющим. Снежный склон с приличным уклоном у каждого вызвал определенные эмоции. Кто-то из нас спускался на заднице, кто-то на ногах, пытаясь выписывать дуги, было довольно забавно и весело, но не для меня.  Спускаясь на заднице, контролируя развивающуюся скорость по заледенелой корке снега, я на пол пальца сломала на руке ноготь. Это самое неприятное, раздражающая боль. После я  еще несколько дней с трудом завязывала шнурки и паковала вещи в рюкзак.

"Спуск был более впечатляющим"

А я, провалявшись 25 мин и потеряв из виду остальных, пошел искать место спуска. Тем временем всё опять заволокло облаками, и видимость была метров 50. Спустился по снежнику вдоль речки, считая, что она и есть та самая напротив избы. Но уперся в обрыв, речка срывалась шумным водопадом. Сверился с картой в GPSке - тут действительно крутой склон, а мне надо на 500 метров западнее. Перевалил через несколько гребней, видел еще ручьи, подходил к краю, но спуститься нереально. Погода отвратительная, в нескольких шагах ничего не видно, начал накрапывать дождь. Неужели придется возвращаться к ребру, по которому поднимались? Но вот опять речка, а около нее не сильно крутой склон, по которому можно спуститься. Осторожно слез, цепляясь за мокрую траву, и, спустившись ниже облаков, узнал овраг и раздвоенную реку напротив избы Плотина. Присел передохнуть на камень, комары - звери, хотя место открытое и дождь идет, хорошо что взял накомарник, облепили гады всю сетку, а я сижу и прикалываюсь над ними. Тут заметил спускающихся ребят, они слезали непосредственно по руслу реки, по камням.

Соединившись полным составом, нас уже на пол пути застал моросящий дождик.

Когда подошли к границе селя, всю долину затянуло плотным как сметана туманом. Спустившись в низину, мы напоминали ежиков. Не ежиков, а ежика и медвежонка, тех самых, которые в тумане бродили :) .  Было 18 часов местного времени, последующие 2 км до избы прошли за 45 минут, глядя на стрелку нацеленной на лагерь GPSки. Без навигатора тут было бы совсем худо, конечно взяли бы азимут по компасу, но легко промахнуться мимо лагеря, а там ищи его.  Видимость метров 10, ориентиров никаких, во все стороны одинаковая поверхность серой грязи и тишина (плотный туман заглушает звуки), ощущение - как будто на Луну попали.

От «нечего делать» я вновь всех развлекала. Клапан от рюкзака с фотоаппаратом удобно разместился у меня под ветровкой, на животе, и я была похожа на беременную, здесь то и возникли всевозможные шутки по поводу отцовства, выбора имени будущему младенцу и т.п.

От долгой ходьбы «наощуть» народ совсем потерял ориентацию, все постоянно спрашивали, сколько метров еще идти и глядели на стрелку прибора. Вот уже цифра стала двузначной, а под ногами все еще сель, не верилось до палаток рукой подать. Первыми проявились скворечники сортиров, мы дома!

Уставшие, мокрые, голодные, мы добрели до лагеря, в котором некоторые с удовольствием посетили цивильные туалеты. Малость передохнули. Соседняя палатка еле видна.

Для приготовления ужина запаса воды в лагере не было, и как дежурные, к роднику отправились мы с Лёней. К сожалению, днем не зафиксировал координат родника, найти его в молоке будет трудно, но что делать. GPSку взял в обязательном порядке, не хватало еще потерять лагерь и заблудиться. Прикинули направление относительно палаток и пошли. До родника - 300 метров в сторону перевала Безымянного, обычно поход туда-обратно занимал 10 минут. Идем, идем, а родника или кучи камней около него и не видно. Расходимся и начинаем прочесывать местность в сторону вулкана. Упираемся в склон холма, а родника все нет. Тут решаю завязывать с броуновским движением и применить современную технику - хоть точки родника и нет, но на пути с перевала мы точно пересекали чистый ручеек, текущий из родника. Выходим на наш вчерашний трек и вскоре находим родник. Отмечаю точку во избежание повторных приключений. Набираем воды и по GPSке бредем назад. Поход к роднику длился около 50 минут, нарезали более 2 км. Самое обидное, что через полчаса подул ветер и от тумана не осталось и следа, родник стал виден от палатки невооруженным глазом. Зато в «ёжиков, ищущих лошадь» поиграли.

Плотно поев, расслабившись, каждый занимался, чем хотел. Я, не теряя времени, пошла к швейцарцам поделиться впечатлениями восхождений. Меня угостили  горячим кофе, сигареткой, при милой беседе незаметно прошел час, а может и более.

Так прошел наш 7 день в Ключевском парке.

Наши сборы были продолжительными...

Любуемся окружающими красотами.
Продолжаем подъем. Налетели тучки.
А вершина так близко!
На перекусе.
Опять ты мне эту курагу проклятую подсунул! (Почти (с))
Вид с места перекуса.
Теряем 100 метров высоты.
Снежник, по которому мы "ломанулись".
На "вершине".
Серега-горнолыжник.
С палками спускаться было гораздо проще.
Горная речушка.
Благополучно спустились.
Отстав на 30 метров, можно заблудиться.
Дошли! А наш ли это лагерь ? :)
Вечером погода улучшилась, туман рассеялся.
Поляна, на которой мы расположились. Слева - палатки интуристов.