24 июля, день 9. Перевал Толбачинский.

Подъем был ранним, в 6 утра. Ура! Небо ясное, но за перевалами стелятся низко облака, закрывая подножия Камня и Ключевского, а вершины опять прекрасно видны. Замечательный пейзаж! Черная накануне, вершина Ключевского стала снежно-белой, видимо осадки были не только у нас.

Рассвет. Гора Камень (слева) и Ключевская сопка (справа, немного дымит).

На  завтрак и сборы ушло около двух часов. Погода более-менее благоприятная. До следующей нашей стоянки опять 12км, нам предстоит пройти перевал Толбачинский, набрав еще 300м высоты. Дим, ты уточняй, пожалуйста, что мы ночевали на 1200. А то пишешь только, что набираем и набираем :) - люди подумают, что уже за 2000 забрались :)

Перевал начинался на полпути, в ложбинах много снега, и нам повезло, что он оказался плотным.  Постепенно набирая высоту, мы все отставали друг от друга. Но на 10-минутных привалах дожидались всех, не хватало одного Стаса, он прилично ушел вперед.

Одна остановка была сделана у огромного водопада на очередном ручье, стекающем со склона Толбачика. Погода отличная, местность великолепная, каждый из нас по пути обязательно фотографирует. Со Стасом периодически перекликаемся свистом.

Водопад был замечательный, мы с Серегой сбросили рюкзаки, и налегке подобрались к нему поближе. В чаше, выдолбленной в скале падающими потоками воды, висело облачко водяной пыли, а так как погода была солнечная - мы полюбовались радугой,  и даже потрогали ее  :)). Вода была ледяная, да и поток очень мощный, так что первоначальное желание непременно в водопаде искупаться поутихло.

Мысли о вкусном перекусе начинают преобладать. Остановившись  в составе 6 человек, начинаем делать выводы о «раздолбайстве» отдельных личностей. Просмотрев в монокль местность, не наблюдаем Стаса, однако его свист доносится. Отложив его долю перекуса направляемся вперед.

По левую сторону возвышается приличный хребет с крутым склоном, и на самой вершине его отчетливо видна яркая  синяя точка, это Стас. Остановившись, все с волнением наблюдают его спуск. За его плечами огромный рюкзак, место для спуска он выбрал каменистое, уклон приличный, стоит ему оступиться, либо подвернуть ногу, и будет не до самодеятельности. Но он благополучно справился, здоров и невредим наш Стас!

Получив по шеям, мы договариваемся не уходить вперед и не отставать, дабы каждый был в поле зрения остальных. И так мы шли остаток пути.

Встретили огромный тающий снежник, с великолепными расколами, внизу бурно протекала река, которая с каждым днем подмывала низ, образовывая необычайной красоты ледяные арки и пещеры. Аккуратно преодолев опасный участок ледника, мы  потихоньку брали высоту, периодически задавая вопросы, когда же закончится этот перевал. На наши вопросы Дима отвечал кратко: скоро.

Большую часть пути шли по плотным фирновым снежникам, которые образовывали удобные пологие и длинные «дороги» в необходимом нам направлении. Хоть от долгого хода по тающему снегу и промокают ботинки, но скакать по многочисленным грязным холмикам было хуже.

На траве периодически встречаются вылезшие грибы, кроме разных поганок было встречено и собрано с десяток крупных подберезовиков. Значит, на ужин кроме приевшихся сублиматов побалуемся настоящим грибным супчиком! Ура!

Наконец вышли на крутой обрыв левее перевала Толбачинский. Вид во все стороны просто шикарный! Единогласно решаем тут остановиться, ибо и все «бытовые удобства имеются».

Вечереет, определившись с местом для стоянки, мы внимательно просмотрели округу. С одной стороны  протекал ручей, с другой,  в 100 метрах, крутой обрыв, внизу которого песочная долина с недавно сошедшим снегом, плавно переходящая в каменистую поверхность с небольшой растительностью.

Подойдя к одному краю, удивленно находим  расположенные друг за другом 3 образовавшиеся большие ямы. Осматривая долину, приходишь в восторг от созданного когда-то самой природой ландшафта.  Создается ощущение пребывания на Луне, тем более внизу  виднеются небольшие кратеры причудливой формы – Юпитер и Марс.

Перед ужином к нам наведались гости. Очень непривычно в таком месте встретить людей после стольких дней автономности! Двое мужчин, шедшие «на легке», остановились и с любопытством стали расспрашивать о нашем маршруте, приняв их за путешественников мы стали делится пройденным маршрутом. Представившись нам директором парка и помощником, мы немного струсили, вспомнив предупреждение водителя, который нас довозил, ведь у нас не было разрешение на посещение этого места. На самом деле, первые слова подошедшего гостя были такие: "Здравствуйте, я научный сотрудник парка Виктор Александрович, а директор сейчас подойдет!" :))

Достав бумаги, с серьезным видом Анатолий Алексеевич - директор парка - потребовал документы, записав необходимые для него данные (состав группы, руководитель, время пребывания, маршрут, регистрация в МЧС, и др.). Немного был удивлен, что мы без сопровождения, сами по себе, но, узнав о наличие GPS, карт и материалов, по которым мы готовились, успокоился.

Больше всего мы боялись нарваться на какой-нибудь штраф. Но, пообщавшись на отвлеченные темы мы вошли в расположение, и даже получили рекомендации по посещению некоторых примечательных местечек.

Дней достаточно чтоб дойти до избы, и сходить на Безымянный, тем более в нашем маршруте была запланирована еще одна, не использованная дневка. Развернув карту и прикинув расстояние, мы все соглашаемся на этот маршрут. Однако учитывая, что переход через перевалы Толуд и Толбачинский заняли больше времени чем рассчитывалось, и одна дневка потрачена на стояние под дождем, приходится отказаться от похода на ледник Богдановича. Считаем, что посетить еще одну избу, от которой можно подняться на 2 вулкана – интереснее. А потом – идем сразу к г.Копыто на выброску.

Перед приходом гостей, я, отойдя в сторону по нужде, обнаружила  с любопытством наблюдающих за мной небольших животных. Расположившись вертикально, на задних лапках, навострив ушки и издавая интересные звуки, по внешнему виду это явно были грызуны, размер которых можно сравнить либо с крупным котом, либо с небольшой собакой. Копируя звуки и ведя перекличку, я максимально близко подошла к этому существу, которое в один прекрасный момент юркнуло в одну из  множества норок.

Вернувшись в лагерь за фотоаппаратом, рассказав об этом исследовании, мы уже втроем пошли наблюдать за диковинными животными. И только наши гости сказали кто это был. Самые настоящие тарбаганы. Они же сурки камчатские или черношапочные (средняя длина тела 50см, вес 5кг и более). До этого видели только гораздо более мелких евражек – сусликов берингийских (длина тела 30см, вес 1кг).

"Хомячки" были что надо, размерами с небольшого упитанного сочного кролика. Признаться, на 5й день питания сублиматами, гастрономические фантазии уже давали о себе знать :))) Но звери были очень осторожны, и чтобы сфотографировать одного, пришлось караулить около получаса. Минут через 15 из холма, изрытого норами, показался нос, и понюхав воздух, зверь начал потихоньку вылезать. Удалось подкрасться на расстояние около 10 метров, но достаточно было одного неловкого движения, чтобы спугнуть зверя. Фотография, впрочем, получилась неплохая.

Вечер подходил к концу, уставшие от длительного перехода мы рано разошлись по палаткам.

А я, поуламывав народ, но не получив поддержки, пошел на  штурм высоты 1629.9, у подножия которой был наш лагерь, а на вершине виднелся триангуляр. Поначалу по траве идти было легко, но потом трава пропала, а шлаковые склоны с зелеными прожилками (как у конусов северного прорыва) стали круче и тут я пожалел, что полез в драных китайских сандалиях. Шлак засыпался внутрь, подошвы проскальзывали, пришлось перейти на 4 конечности. Наконец я на просторной плоской вершине. На самой верхней точке стоит четырехметровая пирамида из стальных уголков, с деревянными частями под ней, а посередине вершины – «грибок» из бетонных плит! Вид на долину и на нашу стоянку с высоты птичьего полета просто обалденный!

Слезать напрямую не хотелось (высока вероятность «поехать») и спустился по ребру в сторону перевала Толбачинский.

В лагере сообщил ребятам, что там круто, и они тоже рванули вверх, а я пошел к ручью принимать водные процедуры. Надо сказать, что обливания и стирка одежды в воде, вытекающей в 10 метрах выше из тающего снежника, в городе показалось бы абсурдом (именно поэтому в городах снежники не встречаются :))) ), а тут плескался довольный как кит! Скорее как морж :)) Привык видимо уже к пониженным температурам. Тут «на постирушки» вышли восходители, сообщившие, что на вершину село облако и ни фига не видно.

Завтра нас ждет новый маршрут, несмотря ни на что.

Утро. Гора Большая Удина.
Были сборы недолги...
Маленький водопадик

Большой водопад

Последняя ступень водопада.
Вид с водопада.

Растение
Снежник. Высота ~2 метра.

Лед на самом деле голубой.
Подледная река местами промыла снежник.
А снежник то не маленький! Человек с рюкзаком - масштабный фактор - это я :)
Озерцо около перевала
На перевале.
Кратер Юпитер
Вид в долину ручья Межлавового с места ночевки

Грибочки... Сейчас Наташа их нам чудесно приготовит!

Серега на фоне одного из лучших мест для фотографирования.

Еще один "хомячок" Наш лагерь.