25 июля, день 10. Перевал Безымянный.

В этот  день было наше со Стасом дежурство. С утра моросил дождь, нам необходимо было согреть  воду и разбудить всех. Пока все вылезли из палаток, дождик потихоньку утихал, и к тому времени, пока мы стали собирать вещи, прекратился вовсе. От такой несправедливости я высказала свои недовольства, и упрекала в том, что  пару лишних часов сна не позволили бы нам промокнуть.

Время наших сборов с каждым разом увеличиваются на десятки минут, в этот раз мы капались почти до 10 утра. Да, синдром парализованных улиток с каждым днем все сильнее поражал команду! :))

Одев рюкзаки, мы двинулись в путь. Взяв чуть вправо, спустились в долину по ребру, перешли ручей Межлавовый по снежному мосту и пошли по лавовому полю в сторону Поленницы.

Трава еще сырая, поэтому спустя буквально 40 мин ботинки начали впитывать влагу. Ленчик с Сергеем мучаются болью от натертых мозолей, мы идем не спеша, аккуратно ступая на острые, застывшие давным-давно вулканические выбросы, которые интересным образом заполнили практически всю долину.

Идешь аккуратно, не спеша, обращая внимание на растительность. Встречаются нежные цветочки, с еще не высохшими каплями дождя, иногда слышишь писки еврашек, видишь норы тарбаганов. Уверена,  у каждого из нас присутствуют только положительные эмоции.

Подошли к Поленнице – остроконечной базальтовой скале на краю холма, над ней появилась из облаков снежная вершина вулкана Камень, бросается в глаза ровная площадка с аккуратно выложенными на земле «поленьями». Вглядевшись, читаем составленные из камней надписи: есть и Москва, и Мурманск, и всяческие другие города и имена. Поленница – охраняемый памятник природы – действительно напоминает кладку из каменных  «поленьев» - шестигранных базальтовых кристаллов толщиной 10-20см и длиной до 1 метра, которые относительно легко можно вытащить и применить. Чем народ и пользуется – почти все свободное место на поляне уже выложено надписями. Думается в таком глухом месте, при отсутствии вандалов, эти памятные надписи сохранятся на века. Вот вытаскивать поленья из скалы - как раз вандализм, да и зачем - осыпавшихся и так много. Ты же не вытаскивал!

Поленница. Слева на земле видны выложенные из камней надписи - творчество туристов.

Дима принимает решение оставить на память о себе подобное, выкладывая «ПОДОЛЬСК DVK». Мы устали от ожидания завершения. Солнышко стало пригревать, пришлось переодеться, впереди еще 6км хода и перевал.

Облака на мгновение оголили верхушку вулкана, мы идем по голой, песочной долине, нас со всех сторон окружают горы, эмоции переполняют, и я издаю крик,  и эхо мне откликается.

Прошли мимо лосиных следов, чему были очень удивлены, ведь вокруг одни горы. Ноги местами вязнут в песке, который еще не до конца освободился от воды растаявшего совсем недавно снега.

И вот долгожданный перекус, впереди перевал Безымянный (1500м), и 2 км до избы. Подкрепившись - появляется энергия, задеваю всех глупыми  разговорами и предложениями. Долго уговариваю каждого составить мне компанию покружится, выслушивая различные отговорки.  Мое поведение многих забавляет, я вижу отличное настроение многих, смех, улыбки и приколы дают мне возможность быть самой собой, не ограничивая себя в действиях, я понимаю, что неплохо влилась в компанию, мое настроение передается каждому.

Поднявшись на перевал, в туре находим записку двухнедельной давности, с пожеланиями хорошей погоды и координатами пятерых москвичей прошедших перевал с востока на запад в День взятия Бастилии. Записку сфоткали и засунули обратно, а также сочинили свою.

Перед нами открывается новая долина, со всех сторон окруженная горами. Внизу озеро. Внимательно рассмотрев, вижу сходство местности с родными краями. У нас, в Хибинах, есть одно живописное место, это озеро Малый Вудъявр, единственное отличие, это то, что здесь отсутствует растительность, в отличие от Хибин.

Спустившись вниз, наш путь пролегал через каменистые низины, переваливая через песочные склоны небольших возвышенностей. Вся долина между вулканами Безымянный и Овальная Зимина заполнена массами  песка, грязи и камней похоже недавно сошедшего с Безымянного селя. Возможность попасть под такое бедствие внушает ужас. Миллионы тонн грязи принесли на себе каменные валуны диаметром 3-4 метра. Ноги проваливаются по пояс в рыхлую грязь, пересекать грязевой поток тяжело.

Мысли были одни: поскорей бы дойти до места, снять с плеч груз, освободить ноги от обуви о какое-то время отдохнуть. Силы потихоньку покидают, я прилично отстала, аккуратно следуя за всеми.

Наконец мы подошли к домику Плотина, расположенному в начале ущелья, выходящего к подножию Безымянного. Однако в отличие от избы на Толуде, в которой в основном останавливаются проходящие туристы, эта используется в качестве постоянной резиденции дирекции парка. Видим знакомые лица, нас приветствует Анатолий Алексеевич, с ним еще несколько человек, активно занимающиеся уборкой территории.

Приятно наблюдать облагороженную стоянку, на которой располагаются два новеньких, аккуратно сколоченных из фанеры туалета, вертолетная площадка, баки для мусора. Все это радует глаз. Получив всего три года назад статус природного парка, наличие обустроенных площадок для стоянки туристов, обязывает руководство работать непосредственно на его территории.

В этот раз в домике разместиться не удалось, и мы очень долго выбирали место для установки палаток. Очень много неровностей, кругом ямы и бугры. Получили предупреждение о том, что за избой нежелательно ставить лагерь, т.к. еще пару дней назад приходил молодой медведь, и кто его знает, что у него на уме. Поэтому выбрав место на виду, нельзя было располагаться близ вертолетной площадки, ходив кругами мы долго не могли определиться.

Стас нашел неплохое место, собрав каркас палатки оставил ее на некоторое время просушится, и спустя немного времени мы «угорали» от следующей картины: сильным порывом ветра палатку кубарем и с приличной скоростью понесло, Стас пытаясь ее догнать спотыкался протягивая руки. Шоу «догонялки» продолжалось минуты три, все туристы и сотрудники парка вывалили на поляну с фотоаппаратами и угорали от хохота. Выходя из оврага палатка уже была в разобранном виде, но мы не могли остановиться от смеха.

Набрав неподалеку в оборудованном роднике чистой воды, мы наконец-то плотно поужинали. И тут мы наблюдаем приближение большого количества людей, они друг за другом подходят на стоянку. Их было человек 15, некоторые шли с небольшими рюкзаками, остальные несли большой груз, последний, из этой компании появился спустя минут 30, на его плечах поперек лежал огромный сверток  шириной более метра, по всей вероятности нелегкий груз, да и ко всему ужасно неудобный.

Люди оперативно поставили палатки, в их лагере видна суета, мы видим что это было, у последнего за плечами. Палатка, огромного размера, в виде туннеля, в которой легко в полный рост встает взрослый человек. Наши ребята отправляются к озеру, а я в это время знакомлюсь с руководителем группы. Оказывается, эта одна из турфирм, сопровождающая группу из 8 швейцарцев. В оплаченные иностранцами услуги было все включено, поэтому их столько много, несколько человек в роли носильщиков, один переводчик, один повар. Узнав о стоимости этого тура понимаем о нелегкости зарабатывания таким образом хороших денег за каких-то 16 дней. Каждый из тех самых швейцарцев заплатил по 4,5 тысячи евро. Они двигались по тому же маршруту, что и мы, только в обратном направлении. И впереди, так же как и мы было намечено посещение Мутновки. На следующий день получили приглашение присоединиться к их группе на восхождение к Безымянному. Но собравшись вечером, мы принимаем решение подниматься на Овальную Зимина, как более безопасную и простую вершину. Безымянный активен в настоящее время, дымит газами, содрогается слабыми землетрясениями, склоны осыпаются и сходят сели. Зная особенности изменчивой погоды, получаем рекомендации раннего выхода, дабы увидеть сверху  всю красоту местности в ясную погоду.

"Колдовское озеро, это не в лесах...."

А мы тем временем купались в фантастическом озере, так завораживавшем своей красотой издалека. К сожалению, как и ожидалось, дно было глинистое, и ноги завязали. Максимальная глубина в месте нашего купания около метра, тем не менее, поплавать было можно. Температура воды градусов 17, немного прохладно, но этот недостаток компенсируется фантастическими видами вокруг. Короче, курорты краснодарского края отдыхают! :)) Поплавав немного, занялись гигиеническими процедурами и стиркой, что было нелегко -  мыло практически не смывалось.

Вернувшись в лагерь, практически сразу же улеглись спать - водные процедуры и вечерняя прогулка до лагеря способствовали здоровому крепкому сну.

Вечер. Дымит вулкан Безымянный....

Воронка - прудик (d=3м.)
На лавовом поле.
Идем к поленнице.
Толбачик.
Поленница.
Вершина поленницы.
Структура поленницы вблизи.
Некоторые поленья выпадают....
....и служат хорошим материалом для народного творчества.
Димины труды.
Гора Камень выглянула из-за облаков.
Обедаем.
Родник у места обеда. Хорошо видна четкая геометрия перевала.
Поднимаемся на перевал.
Сейчас вылетит птичка!
Фото на вершине перевала.
Недавно сошел сель.
Двухметровый камушек, принесенный селем.

Стасик в погоне за палаткой.

Перешли к водным процедурам. Курорты Краснодарского края отдыхают!